PR и маркетинг в спорте

SportPRim
Главная  >  Аналитика  >  Публикации  >  Программа развития физической культуры и спорта в РК на 2007—2011 годы 
SportPRim

Программа развития физической культуры и спорта в РК на 2007—2011 годы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН НА 2007—2011 ГОДЫ
Астана 2006 год

Содержание

  1. Паспорт Программы.
  2. Введение.
  3. Анализ современного состояния проблемы в области физической культуры и спорта.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Основные направления и механизмы реализации Программы.
    • 5.1. Укрепление и развитие материально-технической базы.
    • 5.2. Обеспечение отрасли специалистами.
    • 5.3. Организационное, научно-методическое и медицинское обеспечение.
    • 5.4. Утверждение принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
      • 5.4.1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов.
      • 5.4.2. Физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях.
      • 5.4.3. Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.
      • 5.4.4. Физическая культура среди населения среднего и старшего возрастов.
      • 5.4.5. Физическая культура и спорт среди инвалидов.
    • 5.5. Подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса.
    • 5.6. Развитие игровых видов спорта.
    • 5.7. Развитие зимних видов спорта.
    • 5.8. Совершенствование нормативной правовой базы отрасли.
    • 5.9. Пропаганда физической культуры и спорта.
  6. Необходимые ресурсы и источники финансирования.
  7. Ожидаемый результат от реализации Программы.
  8. Приложения.

 

1. Паспорт Программы
Наименование программы — Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007—2011 годы.

Основание для разработки — Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года «О физической культуре и спорте», пункт 148. Сетевого графика исполнения Общенационального плана по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006—2008 годы.

Разработчик — Министерство туризма и спорт Республики Казахстан.

Цель — Создание эффективной системы физического воспитания населения обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов на международной спортивной арене.

Задачи — Создание и развитие инфраструктуры отрасли спорта отвечающей международным требованиям; обеспечение отрасли квалифицированными специалистами; развитие спортивной науки; утверждение принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; совершенствование системы подготовки спортивного резерва, спортсменов международного класса.

Сроки реализации — 2007—2011 годы. I этап: 2007—2009 годы, II этап: 2010—2011 годы.

Необходимые ресурсы и источники финансирования — На реализацию Программы будут направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составит (в тыс. тенге):

Годы Всего Республиканский бюджет Местный бюджет

2007

28 095 718

8 531 594

19 564 124

2008

66 006 347

38 493 824

27 512 523

2009

60 814 212

33 406 655

27 407 557

2010

64 463 064

 

 

2011

68 330 848

При этом, объемы бюджетных средств, необходимых для реализации Программы, будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.

Ожидаемые результаты — В результате реализации Программы:

  • укрепится материально-техническая база, значительно повысится уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями;
  • улучшится качество учебно-тренировочного процесса, повысится уровень подготовленности кандидатов в члены национальных сборных команд республики и число спортсменов международного класса;
  • повысится квалификация тренерско-преподавательского состава;
  • будет создана научная база физической культуры и спорта высших достижений и центры переподготовки и повышения квалификации работников отрасли в 2008 году;
  • увеличится число систематически занимающихся физической культурой и спортом до 17% от населения республики;
  • будет обеспечено физическое воспитание детей и подростков в необходимых объемах на уроках физической культуры и детско-юношеских клубах физической подготовки;
  • будут открыты специализированные классы с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом и детско-юношеские клубы физической подготовки в учреждениях общего среднего образования;
  • увеличится количество детско-юношеских спортивных школ до в 400 в 2007 году, 410 в 2008 году, 420 в 2009, 425 в 2010, 430 в 2011 году, охват занимающихся в них к 2011 году возрастет до 10 % от общего числа детей и подростков от 6 до 18 лет;
  • будет создано ряд региональных школ-интернатов для одаренных в спорте детей: в 2007 году — 16, в 2008 — 17, в 2009 — 18, в 2010 — 19, а в 2011 таких школ будет создано не менее 20;
  • центров подготовки олимпийского резерва: в 2007 году — 14, в 2008 году — 15, в 2009 году — 18, в 2010 — 19 и в 2011 году — 20, будут созданы республиканские и региональные специализированные спортивные центры по видам спорта;
  • будут созданы ведомственные и отраслевые добровольные спортивные общества; получит дальнейшее развитие нормативная правовая база отрасли;
  • обеспечит подготовку и проведение 7 Азиатских игр 2011 года в г. Алматы;
  • будет обеспечено участие сборных команд Казахстана в XX зимних Олимпийских играх 2010 года, 16-ых летних Азиатских играх 2010, 6-ых и 7-зимних Азиатских играх 2007—2011 годов, XXIX летних Олимпийских играх 2008 года, чемпионатах мира, Азии, Кубках мира и других международных соревнованиях.

 

2. Введение
Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007—2011 годы (далее Программа) разработана в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» от 2 декабря 1999 года п.148; Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006—2008 годы.

Разработка Программы продиктована необходимостью внесения изменений и дополнений в организационные и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, привлечения к осознанным занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения, особенно молодежи, создания условий для занятий физическими упражнениями населения страны, подготовки качественного спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, дальнейшего повышения имиджа спорта Казахстана на международной арене.

Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта и охватывает основные аспекты физического воспитания населения, а также решает вопросы подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного уровня.

Предусматриваются меры по развитию инфраструктуры и спортивного сервиса, укреплению и развитию материально-технической базы для занятий населения физической культурой и спортом и спортивной базы для обеспечения качественного учебно-тренировочного процесса в детско-юношеских спортивных школах, школах-интернатах для одаренных в спорте детей, сборных командах регионов и страны, оснащению их качественным инвентарем и оборудованием, подготовке и обеспечению участия спортсменов республики в международных соревнованиях, включая Азиатские и Олимпийские игры, развитие отечественной спортивной науки, подготовку и повышение квалификации физкультурных кадров, созданию государственного университета физической культуры и спорта, собственного научно-исследовательского института по проблемам массовой физической культуры и спорта высших достижений, центров повышения квалификации работников отрасли, строительству республиканской спортивной базы олимпийской подготовки, спортивной базы, необходимой для проведения 7 зимних Азиатских игр в г. Алматы и других спортивных объектов, как за счет республиканского, так и местных бюджетов, совершенствованию учебно-методического и медицинского обеспечения учебно-тренировочного процесса и укреплению нормативной правовой базы.

3. Анализ современного состояния проблем в области физической культуры и спорта
В результате реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001—2005 годы в Казахстане наблюдается устойчивая тенденция к росту числа занимающихся физической культурой и спортом. В сравнении с 2000 годом число занимающихся возросло на 764 тысячи человек и составляет на 1 января 2006 года более 2 млн. человек или 13,7% от населения страны. (См. приложение №1, 7). Занятия физической культурой и спортом организовывают и проводят около 30 тысяч штатных физкультурных работников, что на 7859 человек больше, чем в 2000 году. (См. приложение №2). Значительно возросло количество коллективов физической культуры на предприятиях, в организациях, учреждениях, учебных заведениях и составляет в настоящее время 13204.

Ежегодно растет число проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых принимает участие более 2,5 миллионов человек.

Укрепляется материально-техническая база физической культуры и спорта. Количество спортивных сооружений увеличилось на 1736 и составляет 28666. Введены в строй Дворцы спорта в городах Астане, Уральске, Костанае, Шымкенте, Павлодаре, построены современные спортивные комплексы в Караганде, Усть-Каменогорске, Астане, Атырау. Произведена капитальная реконструкция стадионов в Астане, Караганде, Атырау, Костанае, Павлодаре, Талдыкоргане, Актюбинске, Уральске, Дворца спорта и спортивного комплекса «Медеу» в городе Алматы. В микрорайоне Шанырак города Алматы ведется строительство республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей с современной спортивной базой, начаты работы по строительству республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области и республиканской базы лыжного спорта в городе Щучинске. (См. приложение № 3, 5).

В стране создано 488 подростковых клубов по месту жительства, 73 детско-юношеских клуба физической подготовки, 499 физкультурно-оздоровительных и 87 профессиональных клубов. В программу общеобразовательных школ вводится третий урок физического воспитания в неделю и четырехчасовые занятия в неделю в средних специальных и высших учебных заведениях.

Третий час физического воспитания внедрен в 75,3% общеобразовательных школ республики, а раздельное обучение девочек и мальчиков — в 46,6%.

После длительного перерыва возобновлено проведение республиканских спартакиад школьников по летним и зимним видам спорта, студенческих универсиад, массовых стартов по футболу, хоккею, лыжным гонкам и т.д.

Растет количество детско-юношеских спортивных школ и их число на 1 января 2005 года составляет 389, что на 96 больше чем в 2000 году, а также возрастает численность детей занимающихся в детско-юношеских спортивных школах (См. приложение №6). Открыто 3 республиканских и 13 областных школ-интернатов для одаренных в спорте детей, 3 республиканских центра олимпийской подготовки и 13 региональных центров подготовки олимпийского резерва. (См. приложение №4, 8).

Для решения вопросов медицинского и медико-биологического обеспечения созданы Республиканская антидопинговая лаборатория спортсменов и Центр спортивной медицины и реабилитации в городе Алматы. В регионах страны работают 10 врачебно-физкультурных диспансеров.

Вместе с тем, дальнейшему процессу развития массовой физической культуры и спорта, подготовке спортивного резерва и спорта высших достижений в первую очередь препятствуют:

Слабая материально-техническая база отрасли. Состояние материально-технической базы физической культуры и спорта в республике не удовлетворяет запросов, как всего населения, так и спортсменов высшей квалификации, ощущается острый недостаток спортивных сооружений, инвентаря и оборудования на предприятиях, учебных заведениях, по месту жительства населения и в местах массового отдыха. Имеющаяся сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений удовлетворяет только 30% запросов населения страны. Большинство спортивных сооружений не соответствует усовершенствованным нормативам и требованиям по технической эксплуатации, международных регламентов и правил проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса, обеспечения безопасности участников и зрителей.

Сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений страны, особенно в сельской местности, характеризуется их недостаточным количеством, слабым оснащением, низким качеством и крайне неравномерным их размещением. Многие спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной или частной собственности, являясь, по сути, монополистами, не заинтересованы в приобретении современного инвентаря и оборудования и содержания их в надлежащем техническом состоянии.

Спорт высших достижений также испытывает острый дефицит спортивных сооружений, качественного инвентаря и современного оборудования.

Не имеют собственной материально-технической базы Республиканские центры олимпийской подготовки и региональные центры подготовки олимпийского резерва, не соответствует требованиям организации качественного учебно-тренировочного процесса спортивная база школ-интернатов для одаренных в спорте детей и школ высшего спортивного мастерства.

В республике проживает свыше 1 млн. детей дошкольного и более 3,5 млн. школьного возраста. Для занятий по физическому воспитанию в общеобразовательных школах имеется 5092 спортивных зала (66% от общего числа школ республики). Из 1156 детских дошкольных учреждений, 765 или 66,3% располагают спортивными залами, 32 плавательными бассейнами. Таким образом, материальная база дошкольных учреждений и учреждений общего среднего образования требует дальнейшего развития, обновления и оснащения спортивным оборудованием, необходимым для выполнения программы физического воспитания учащихся в полном объеме.

Отсутствие необходимого уровня физической активности у населения страны, недостаточное количество спортивных сооружений, низкое качество инвентаря и оборудования является одним из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни. Только от 4,5 до 18 процентов населения страны, в зависимости от регионов проживания, систематически занимаются физической культурой и спортом.

Недостаток и низкая квалификация физкультурных кадров, и отсутствие системы повышения квалификации работников отрасли. Современный спорт особенно остро подвержен различным новациям и требует особого внимания к подготовке специалистов, владеющих новейшими методиками работы со спортсменами.

В настоящее время казахстанский спорт ощущает острый недостаток в квалифицированных кадрах. Более 30% тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ не имеют специального образования, недостает высококвалифицированных специалистов для работы со сборными командами регионов и страны, специалистов по технической эксплуатации спортивных сооружений. Ведущие тренеры республики находятся в пред пенсионном или пенсионном возрасте, молодые перспективные тренеры неохотно идут на работу в связи с низкой заработной платой.

Не укомплектованность учителями физической культуры в общеобразовательных школах составляет около 10,9%.

Из-за отсутствия современных методик обучения, в республике не налажена система переподготовки тренерско-преподавательских кадров, а выпускники высших специализированных учебных заведений последних лет не владеют практическими навыками ведения учебно-тренировочного процесса, не знают современных методик подготовки спортсменов. В республике нет учебного заведения или факультета по подготовке кадров, обслуживающих спортивные сооружения.

Недостаточное научное и медицинское обеспечение. Уровень современного спорта достиг такой стадии развития, когда важная роль в повышении спортивных результатов отводится новым подходам, основанным на научных и инженерных изысканиях. Новые спортивные арены, новейшие достижения в области создания специальных условий для тренировок и соревнований, конструирование и применение специальной экипировки привели к резкому улучшению результатов сильнейших спортсменов мира.

Тренерско-преподавательский состав республики лишен возможности знакомиться с новыми методиками и на практике внедрять передовой опыт, так как спорт является высоко конкурентной средой и все новейшие разработки являются стратегическим материалом, а собственного научных исследований проблем массовой физической культуры и спорта высших достижений в республике нет.

В тренировочном процессе ведущих спортсменов мира комплексно решаются вопросы не только качественной учебно-тренировочной работы, медицинского и медико-биологического обеспечения, но и сбалансированного питания, отдыха, восстановления и психологической подготовки.

В Казахстане нет спортивных психологов, слабо поставлена медико-биологическая служба спорта, недостаточно разрабатывается методик проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий с населением различных возрастных групп и учащихся детско-юношеских спортивных школ по видам спорта. Продолжается рост числа детей и подростков, подверженных различным простудным и хроническим заболеваниям. Недостаточная физическая активность детей и подростков отрицательно сказывается на физическом состоянии, ведет к нарушению осанки и координации, у 54,1% учащихся выявлены различные патологии в состоянии здоровья, за ними слабо осуществляется медицинский контроль.

В шести регионах страны не созданы врачебно-физкультурные диспансеры.

Недостаточное внимание со стороны центральных и местных исполнительных органов уделяется вопросам массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. В результате этого:

  • недостаточно эффективно внедряется третий урок физического воспитания в общеобразовательных школах, четырех часовые занятия физической культурой в высших учебных заведениях на протяжении всего периода обучения;
  • не более 40% детей с ослабленным здоровьем охвачены регулярными занятиями по физическому воспитанию в общеобразовательных школах;
  • недостаточно эффективно внедряется внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования;
  • слабо расширяется сеть детско-юношеских клубов физической подготовки.

Крайне недостаточно внимания уделяется развитию детско-юношеского спорта. Сеть детско-юношеских спортивных школ, которая в настоящее время обеспечивает возможность занятий в них 6 процентов детей школьного возраста республики, а действующие школы-интернаты для одаренных в спорте детей и центры подготовки олимпийского резерва испытывают острый дефицит высококвалифицированных тренеров-преподавателей.

Слабая материально-техническая база, отсутствие качественного спортивного инвентаря и оборудования, собственной научной базы, системы повышения квалификации работников отрасли, не позволяет организовать на высоком уровне подготовку спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса.

Руководители предприятий и организаций всех форм собственности не обеспечивают условий для реализации работниками права на занятие физической культурой, включающих профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в режиме трудового дня, после трудового восстановления, а также для организации спортивно-массовой работы. Не предусматривается в коллективных договорах выделение средств на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, введение штатных единиц организаторов физкультурно-спортивной работы.

Слабо поставлена работа по месту жительства населения, недостаточно развита сеть подростковых клубов, практически нет простейших спортивных площадок и сооружений, по месту жительства и в местах массового отдыха.

Особо остро стоит проблема развития спорта на селе, и, прежде всего, из-за отсутствия материально-технической базы и дефицита физкультурных кадров. Из имеющихся в сельской местности 4069 спортивных залов, 3639 находятся в общеобразовательных школах и используются в основном для проведения учебных занятий, и только 10,5% спортивных сооружений доступны для занятий всего населения. В сельской местности шести областей страны нет ни одного плавательного бассейна, в 13 районах республики нет детско-юношеских спортивных школ, в связи, с чем количество занимающихся детей и подростков на селе в два раза ниже общереспубликанского показателя. На всю страну, в сельской местности работает лишь 226 методистов по физической культуре и спорту.

 

4. Цель и задачи программы
Целью Программы является создание эффективной системы физического воспитания населения обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов на международной спортивной арене. Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • создание и развитие инфраструктуры отрасли спорта отвечающей международным требованиям;
  • обеспечение отрасли квалифицированными специалистами;
  • развитие спортивной науки;
  • утверждение принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;
  • совершенствование системы подготовки спортивного резерва, спортсменов международного класса.

 

5. Основные направления и механизмы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:

  • укрепление и развитие материально-технической базы отрасли для занятий физической культурой населения;
  • обеспечение отрасли специалистами;
  • организационное, научно-методическое и медицинское обеспечение отрасли;
  • совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста;
  • физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях;
  • физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур;
  • физическая культура среди населения среднего и старшего возраста;
  • физическая подготовка и спорт среди инвалидов;
  • подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса.

 

5.1. Укрепление и развитие материально-технической базы
Развитие материально-технической базы в стране должно осуществляться в двух направлениях — для массового спорта и спорта высших достижений. В целях удовлетворения потребности населения в занятиях физическими упражнениями необходимо повысить уровень обеспеченности спортивными сооружениями, создав на них необходимый уровень сервиса услуг и обеспечить их доступность для широких слоев населения.

Необходимо создать условия для плодотворной работы тренерско-преподавательского состава детско-юношеских школ и школ интернатов для одаренных в спорте детей, центров олимпийской подготовки и центров подготовки олимпийского резерва, обеспечивающих основную работу по подготовке спортивного резерва в сборные команды страны, построить новые и реконструировать имеющиеся спортивные сооружения, оборудовав их качественным инвентарем и оборудованием.

Необходимо обеспечить строительство типовых физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районном центре и городах республиканского и областного подчинения, завершить строительство современной республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области, лыжной базы в городе Щучинске, республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей в городе Астана, современные спортивные сооружения в различных регионах страны, соответствующие требованиям международных спортивных организаций и обеспечивающие запросы сборных команд страны и ведущих спортсменов регионов. Для проведения зимних Азиатских игр обеспечить строительство спортивных объектов и развитие инфраструктуры города, согласно требованиям международных спортивных организаций.

Для решения этих задач следует обеспечить:

  • реконструкцию и строительство спортивных сооружений в учреждениях образования и оборудование пришкольных спортивных площадок нестандартным спортивным оборудованием;
  • реконструкцию и обновление имеющихся спортивных сооружений, действующих спортивных площадок, оборудование спортивных залов и спортивных комплексов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности малокомплектным и универсальным спортивным оборудованием, при строгом соблюдении норм технической эксплуатации и техники безопасности;
  • строительство типовых физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районном центре и городах республиканского и областного подчинения;
  • строительство спортивных сооружений в жилых массивах, организациях, учреждениях, на предприятиях и в учебных заведениях, местах массового отдыха согласно действующим нормативам обеспеченности спортивными сооружениями;
  • строительство современных спортивных баз, отвечающих международным стандартам и оборудованных новейшим инвентарем и оборудованием для сборных команд страны по видам спорта и сборных команд регионов, детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей и центров подготовки олимпийского резерва;
  • строительство спортивной базы, оснащенной соответствующим оборудованием, для проведения зимних Азиатских игр 2011 года;
  • создание материальной базы врачебно-физкультурных диспансеров и обеспечение их оборудованием, согласно нормативам;
  • обеспечение централизованного закупа инвентаря и оборудования, соответствующего мировым стандартам для спортивных сооружений независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

 

5.2. Обеспечение отрасли специалистами
В целях дальнейшего совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с различными социально-демографическими группами населения страны, активизации работы по подготовке спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, способных составить конкуренцию зарубежным спортсменам на международной спортивной арене необходимо:

  • обеспечить подготовку специалистов в высших учебных заведениях страны по программам, отвечающим тенденциям развития мирового спорта и новейшим методикам подготовки высококвалифицированных спортсменов, создать в городе Астане государственный институт спорта и туризма;
  • обеспечить подготовку специалистов со средним профессиональным образованием в области спорта;
  • создать республиканский и региональные центры повышения квалификации и переподготовки работников отрасли;
  • обеспечить прохождение курсов переподготовки тренерских кадров в зарубежных высших учебных заведениях и спортивных клубах;
  • обеспечить проведение в республике семинаров по повышению квалификации тренерско-преподавательского состава с привлечением ведущих международных специалистов по видам спорта при содействии международных спортивных федераций, Национального Олимпийского комитета;
  • обеспечить проведение семинаров административных работников спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей, центров олимпийской подготовки и центров подготовки олимпийского резерва;
  • привлечь к работе в сборных командах республики высококвалифицированных зарубежных специалистов на контрактной основе, имеющих опыт воспитания спортсменов международного уровня и владеющих передовыми технологиями;
  • обеспечить подготовку специалистов в области эксплуатации спортивных сооружений, спортивной медицины, психологии, менеджмента, юриспруденции, журналистики.

 

5.3. Организационное, научно-методическое и медицинское обеспечение
Физическая культура и спорт — одно из важнейших средств укрепления здоровья граждан страны, духовного и физического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни. В связи с этим, первоочередная задача государства в отрасли — сделать занятия физической культурой и спортом доступными для всех слоев населения страны.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких мероприятий — стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-оздоровительным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность.

Следует обратить особое внимание вопросам развития народных и национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Основой физкультурно-спортивного движения страны должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские клубы. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие услуг. Кроме того, достижение перспективы вхождения Казахстана в число пятидесяти конкурентоспособных стан мира требует от спортсменов республики высоких результатов на международной арене.

Для успешного решения проблем в подготовке спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса необходимо строго учитывать факторы, существенно влияющие на достижение конечного результата — воспитание спортсменов, способных занять призовые места на чемпионатах мира, Азии, Азиатских и Олимпийских играх:

  • строгое соответствие системы подготовки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта;
  • максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности;
  • стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов;
  • расширение нетрадиционных средств подготовки — использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена;
  • применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных двигательных качеств, физическое и техническое совершенствование, проведение тренировок в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющих интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки спортсменов к главным соревнованиям;
  • ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности;
  • динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета, как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта — изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования;
  • повышение роли республиканских общественных объединений в организации учебно-тренировочного процесса в сборных командах страны за счет применения методик и информационных материалов, распространяемых международными спортивными федерациями.

Решение комплекса этих проблем возможно только при создании научно-исследовательского института по проблемам спорта высших достижений и центров повышения квалификации и переподготовки работников отрасли. Кроме того, научно-методическое и медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовке спортивного резерва и спортсменов международного класса предусматривает:

  • создание методических пособий, направленных на совершенствование учебно-тренировочного процесса по видам спорта, отвечающих современным требованиям его развития;
  • медицинское и медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса;
  • оптимизацию системы подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса;
  • психологическую подготовку спортсменов;
  • создание нормативной базы спортивной медицины и открытие полноценных врачебно-физкультурных диспансеров во всех областных центрах, городах Астане и Алматы, оснащенных современным оборудованием;
  • создание органов управления и координации деятельности по развитию физической культуры и спорта на районном уровне, в том числе и районов городов;
    решение вопроса аккредитации антидопинговой лаборатории в международных организациях;
  • профилактику спортивного травматизма, лечение и восстановление, медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса;
    совершенствование нормативной правовой базы отрасли;
  • пропаганда физической культуры и спорта.

 

5.4. Утверждение принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта

5.4.1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов
В целях улучшения состояния здоровья детей дошкольного возраста и учащихся, внедрения в режим дня научно-обоснованного объема двигательной активности до 8-10 часов в неделю необходимо:

  • ввести в государственный стандарт дошкольного и школьного физического обучения и воспитания проведение обязательных занятий по физическому воспитанию в объеме не менее 3 часов в неделю;
  • разработать рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье;
  • массовое издание учебно-методических пособий, видеокассет и компьютерных программ по вопросам физического воспитания детей и подростков;
  • обеспечить ремонт, реконструкцию и строительство новых спортивных сооружений в каждом учреждении образования в соответствии с нормами для качественного проведения занятий по физической культуре, обеспечить их необходимым инвентарем и оборудованием, методическими пособиями;
  • провести реконструкцию пришкольных спортивных площадок и оборудовать их нестандартным спортивным оборудованием;
  • установить, что проекты вновь строящихся общеобразовательных школ должны соответствовать действующим техническим нормативам в области строительства;
  • обеспечить перевод всех общеобразовательных школ на три урока физкультуры в неделю с раздельным обучением мальчиков и девочек, начиная с 5 класса;
  • повысить статус Президентских тестов физической подготовленности;
  • совершенствовать внешкольные формы организации физической культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в общеобразовательной и профессиональной школе, независимо от форм собственности;
  • обеспечить медицинский контроль за учащимися, для чего открыть во всех учреждениях образования медицинские кабинеты, оснастив их необходимым оборудованием и квалифицированными кадрами;
  • принять меры по развитию сети детско-юношеских клубов физической и спортивной подготовки, как по месту жительства, так и по месту учебы с целью массового привлечения к занятиям в них детей школьного возраста, уделив особое внимание детям из малообеспеченных и неблагополучных семей;
  • обеспечить создание в общеобразовательных школах специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом;
  • создать условия и обеспечить проведение занятий по физическому воспитанию с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам;
  • разработать и внедрить систему обязательных соревнований по видам спорта на уровне образовательного учреждения, района, города и области.

 

5.4.2. Физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях
Процесс физического воспитания в высших учебных заведениях страны предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечить ремонт, реконструкцию и строительство новых спортивных сооружений в каждом высшем учебном заведении в соответствии с нормами, обеспечивающими качественное проведение занятий по физической культуре;
  • формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;
  • обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей для использования их в дальнейшей повседневной жизни;
  • полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, овладение умениями и навыками по самоконтролю в процессе занятий физической культурой;
  • развитие студенческого спорта в стране и достойное участие спортсменов-студентов в международных студенческих соревнованиях, включая зимние и летние Всемирные универсиады.

Для решения этих задач необходимо:

  • ввести в государственный стандарт высшего образования проведение обязательных занятий по физическому воспитанию в объеме 4 часов в неделю на всем периоде обучения;
  • провести ремонт и реконструкцию спортивных сооружений высших учебных заведений, оборудовать их необходимым инвентарем для проведения занятий по физической культуре;
  • совершенствовать систему внеучебных форм организации физической культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в высших учебных заведениях, с учетом уровня физической подготовленности и функциональных возможностей студентов;
  • обеспечить условия для спортивного совершенствования студентов-спортсменов, зачисленных в сборные команды страны путем создания межвузовских групп спортивного совершенствования;
  • создать студенческие спортивные клубы в каждом высшем учебном заведении;
  • обеспечить проведение республиканских студенческих универсиад по зимним и летним видам спорта;
  • создать студенческое спортивное общество «Сункар».

 

5.4.3. Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур
Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являясь важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава воинских формирований, правоохранительных органов и силовых структур Республики Казахстан, направлена на повышение физической подготовленности контингента данных организаций, развитие их способностей к перенесению высоких физических нагрузок и психологических напряжений, организацию содержательного досуга.

Цель физической подготовки — обеспечение физической готовности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур к выполнению специальных задач, соответствующих требованиям их профессиональной деятельности. Основными задачами физической подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являются:

  • развитие и поддержание на требуемом уровне физических качеств — выносливости, силы, быстроты и ловкости;
  • формирование специальных физических качеств и навыков;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • профилактика заболеваний и вредных привычек, закаливание организма;
  • воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, упорства, выдержки и самообладания;
  • формирование готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период подготовки и непосредственно при выполнении поставленных задач.

Для решения этих задач соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственные программы физического воспитания личного состава, направленные на повышение физического развития и внедрение здорового образа жизни, освоение и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, обеспечивается подготовка и участие спортсменов данных ведомств в чемпионатах мира среди военнослужащих, полицейских и силовых структур.

 

5.4.4. Физическая культура среди населения среднего и старшего возрастов
Развитие физической культуры среди трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего, создание современной инфраструктуры и сервиса физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг.

Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, после трудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям. Для решения этих проблем необходимо:

  • обеспечить развитие массовой физической культуры непосредственно в населенных пунктах, трудовых коллективах, государственных органах путем создания общественных ведомственных спортивных обществ и спортивных клубов, создать систему непрерывного физического воспитания от детей дошкольного до пенсионного возраста;
  • строительства доступных для населения спортивных сооружений и простейших площадок в трудовых коллективах, по месту жительства и в местах массового отдыха населения;
  • принятие руководством компаний, фирм, организаций и учреждений программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей, закрепление в коллективных договорах гарантированных условий для занятий физической культурой и спортом;
  • обеспечить подготовку специалистов в области строительства и эксплуатации спортивных сооружений;
  • разработать методические пособия для занятий физическими упражнениями различных социально-демографических групп населения;
  • повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся.

 

5.4.5. Физическая культура и спорт среди инвалидов
Серьезное внимание необходимо уделять вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо:

  • создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях;
  • открытие спортивных школ (клубов) в системе дополнительного образования для детей инвалидов;
  • подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
  • разработка и издание специализированных методик и программ;
  • подготовка спортсменов инвалидов к международным соревнованиям, в том числе к Паралимпийским играм и играм «Спешиал Олимпикс».

 

5.5. Подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса
Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса требуют новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований международных спортивных организаций, постоянного совершенствования форм и методов подготовки спортсменов, дальнейшее развитие системы воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса. В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки:

  • органическую взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства) и нижестоящих (школы-интернаты для одаренных в спорте детей, центры подготовки олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;
  • создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов.

В этих целях необходимо:

  • совершенствовать формы и методы подготовки спортсменов, создать систему воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса;
  • создать материально-техническую базу и оптимальные условия для подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, оснастив ее современным инвентарем и оборудованием, отвечающую специфике видов спорта с обеспечением спортсменов сбалансированным питанием, витаминными, фармакологическими восстановительными средствами, медицинскими услугами, качественным инвентарем и оборудованием;
  • повысить роль регионов, направленную на поиск талантливых детей и подростков, воспитание спортивного резерва для сборных команд страны;
  • принять меры к расширению сети детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва во всех регионах страны с целью охвата занятиями в них до 8% детей школьного возраста, в том числе за счет организаций, компаний и финансовых групп;
  • создать спортивные клубы, в том числе и профессиональные по видам спорта, как одну из форм воспитания спортсменов высокой квалификации, и особенно в игровых видах спорта;
  • создать республиканские и региональные специализированные центры по видам спорта, с привлечением внебюджетных средств национальных компаний и коммерческих структур;
  • создать условия для развития игровых и зимних видов спорта;
  • продолжить работу по созданию школ-интернатов для одаренных в спорте детей и полноценных региональных центров подготовки олимпийского резерва во всех регионах страны;
  • разработать систему отбора спортсменов для зачисления в сборные команды регионов и страны;
  • создать специализированные классы с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом, детско-юношеские клубы физической подготовки в учреждениях общего среднего образования;
  • совершенствовать систему стимулирования спортсменов — чемпионов и призеров мира, Азии и их тренеров;
  • обеспечить формирование состава сборных команд Казахстана на основе жестких требований, предъявляемых к спортсменам современными достижениями;
  • обеспечить регулярное диспансерное медицинское наблюдение за учащимися детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей, школ олимпийского резерва, центров подготовки олимпийского резерва, центров олимпийской подготовки, и спортсменами сборных команд регионов и страны;
  • обеспечить внедрение новейших методик подготовки спортсменов в процесс подготовки спортсменов республики путем создания комплексных научных групп в сборных командах страны по видам спорта;
  • привлечь к работе в сборных командах республики лучшие тренерские кадры страны и высококвалифицированных зарубежных специалистов, имеющих опыт воспитания спортсменов международного уровня и владеющих передовыми технологиями;
  • привлечь средства из внебюджетных источников для подготовки и участия ведущих спортсменов в международных соревнованиях, обеспечения их сбалансированным питанием, белково-глюкозными препаратами, медико-биологическими и восстановительными средствами в полном объеме;
  • усилить роль республиканских спортивных федераций, направленную на развитие видов спорта, проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки сборных команд страны и участие их в международных соревнованиях;
  • обеспечить проведение запланированных спортивным календарем республиканских мероприятий и участие сборных команд и сильнейших спортсменов страны в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, другие официальные и отборочные международные спортивные мероприятия;
  • установить строгий контроль за организацией и проведением учебно-тренировочного процесса во всех звеньях физкультурного движения страны, включая сборные команды регионов и республики;
  • разработать перспективные планы-задания для регионов страны по подготовке спортсменов — кандидатов в составы сборных команд республики (основной, молодежный, юношеский), штатные национальные команды, мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по олимпийским видам спорта;
  • предусмотреть выделение Президентских (государственных) стипендий выдающимся спортсменам и тренерам победителям и призерам чемпионатов мира и Азии;
    предусмотреть выделение стипендий Акимов областей, гг.Астаны и Алматы членам национальных сборных команд по видам спорта;
  • внести предложения о выделении квот на поступление ведущих спортсменов в высшие учебные заведения страны;
  • активизировать работу и повышать здоровую межведомственную конкуренцию в области подготовки спортсменов высокого класса.

 

5.6. Развитие игровых видов спорта
За последние годы, благодаря постоянной поддержке республиканских и местных исполнительных органов, общественных объединений, различных компаний и коммерческих структур спортивные игры получили широкое развитие в Республике Казахстан.

Однако, анализ выступления юношеских, молодежных, национальных мужских и женских команд Казахстана по игровым видам спорта на чемпионатах Мира и Азии, Азиатских и Олимпийских играх, а также клубных команд на различных международных соревнованиях показал значительное отставание игровых видов спорта Казахстана от ведущих держав мира и Азии.

Отставание в игровых видах спорта наблюдается в развитии детско-юношеского спорта, в вопросах создания необходимых условий для плодотворного учебно-тренировочного процесса, обеспечения высококачественным инвентарем, оборудованием и игровой спортивной формой, развитием клубной системы подготовки спортсменов, по которой спортивные игры успешно развиваются во всем мире. В большинстве регионов страны остро ощущается нехватка спортивных сооружений для игровых видов спорта, особенно это касается детско-юношеского спорта. В этих целях необходимо:

  • создать спортивные клубы по видам спорта с материально-технической базой, оснащенной современным инвентарем и оборудованием, отвечающей специфике видов спорта, в составе которого должны быть представлены основной, молодежный и юношеский составы команд, причем молодежную и юношескую команды клуба составляют воспитанники собственной спортивной школы;
  • принять меры к расширению сети детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва во всех регионах страны с целью максимального охвата занятиями в них игровыми видами спорта детей школьного возраста, в том числе за счет организаций, компаний и финансовых групп;
  • обеспечить внедрение новейших методик подготовки спортсменов в процесс подготовки спортсменов республики путем создания комплексных научных групп в спортивных клубах и сборных командах страны по игровым видам спорта;
  • привлечь средства из внебюджетных источников для подготовки и участия ведущих спортсменов в международных соревнованиях, обеспечения их сбалансированным питанием, белково-глюкозными препаратами, медико-биологическими и восстановительными средствами в полном объеме;
  • усилить роль республиканских спортивных федераций по игровым видам спорта, направленную на проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки сборных команд страны и участие их в международных соревнованиях;
  • разработать календарные планы спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающие максимально обоснованное количество игр внутри страны и участие сборных команд и сильнейших клубов в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, других официальных и отборочных международных спортивных мероприятиях;
  • обеспечить работу по подготовке тренеров по игровым видам спорта в высших учебных заведениях страны и за рубежом, повышению квалификации тренерско-преподавательского состава на курсах, зарубежных клубах и командах.

 

5.7. Развитие зимних видов спорта
Введение отдельного раздела развития зимних видов спорта обусловлено, прежде всего, тем, что зимние виды спорта нашли широкое развитие на международной спортивной арене, проводятся чемпионаты мира и Азии, а также зимние Азиатские и Олимпийские игры. Особое отношение к развитию зимних видов спорта обусловлено проведением в городе Алматы 7 зимних Азиатских игр 2011 года, участие спортсменов Казахстана в которых потребует повышенного внимания.

Состояние зимних видов спорта в настоящее время в Республике Казахстан характеризуется недостатком внимания со стороны местных исполнительных органов к развитию зимних видов спорта, малым числом занимающихся детей и подростков, слабой материально-технической базой, недостатком качественного инвентаря и оборудования. Сегодня только 6% детей и подростков от общего числа занимающихся в спортивных школах имеют возможность приобщиться зимними видами спорта. В республике отсутствуют лыжные базы, отвечающие современным требованиям, оборудованные и маркированные трассы, лыжные трамплины, биатлонные стрельбища, катки с 400 метровой дорожкой с качественным искусственным льдом, горнолыжные трассы. Нет условий для развития могула, фристайла и других зимних видов спорта, в результате чего подготовка сборных команд страны проводится на зарубежных спортивных базах, что является дорогостоящим процессом и не всегда оправданным в психологическом плане.

Единственная в стране искусственная ледовая беговая дорожка на стадионе «Медеу» из-за отсутствия заливочной техники не отвечает требованиям дня и не способна обеспечить качественный учебно-тренировочный процесс конькобежцев.

Остро стоит вопрос обеспечения спортсменов качественным инвентарем и оборудованием. В связи с отсутствием лыжного инвентаря прекращены занятия, предусмотренные учебной программой по лыжной подготовке в общеобразовательных школах.

Ощущается недостаток высококвалифицированных кадров, как в детско-юношеских спортивных школах, так и в сборных командах регионов и страны. Сегодня сборные команды Казахстана пополняются резервом, имеющим слабую физическую, техническую и психологическую подготовку, не способным составить достойную конкуренцию ветеранам, в результате чего результаты наших спортсменов на международной арене растут очень медленно. В республике остро стоит проблема подготовки и воспитания тренерских кадров по зимним видам спорта, повышения их квалификации, путем стажировок в зарубежных странах и на международных семинарах.

Не проявляют активности местные исполнительные органы к развитию материальной базы зимних видов спорта, созданию условий для плодотворного учебно-тренировочного процесса, увеличению числа занимающихся зимними видами спорта. В этих целях необходимо:

  • создать материально-техническую базу для развития зимних видов спорта, отвечающую специфике видов спорта, оснастив ее современным инвентарем и оборудованием, создать оптимальные условия для развития зимних видов спорта, подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, с обеспечением спортсменов сбалансированным питанием, витаминными, фармакологическими восстановительными средствами, медицинскими услугами, качественным инвентарем и оборудованием;
  • обеспечить строительство и оборудование лыжных баз, биатлонных стрельбищ, лыжных трамплинов, лыжных и биатлонных трасс, в том числе и освещенных, создание условий для развития могула, сноуборда, керлинга, крытого ледового стадиона, заливку качественного льда со стандартной беговой дорожкой на стадионах во всех зимних регионах страны, строительство хоккейных коробок в учебных заведениях и дворовых клубах;
  • продолжить работу по расширению сети детско-юношеских спортивных школ. Отделение по зимним видам спорта в имеющихся ДЮСШ. Открытию отделений зимних видов спорта в школах интернатах для одаренных в спорте детей, центрах подготовки спортивного резерва, школах высшего спортивного мастерства;
  • обеспечить учащихся спортивных школ качественным инвентарем и оборудованием, создать оптимальные условия для проведения качественного учебно-тренировочного процесса;
  • обеспечить проведение занятий по лыжной подготовке в учреждениях общего среднего и профессионального образования, согласно учебных программ по физическому воспитанию учащихся;
  • обеспечить отбор перспективных спортсменов в общеобразовательных школах и направление их в специализированные классы по зимним видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом;
  • обеспечить внедрение новейших методик подготовки спортсменов в процесс подготовки спортсменов республики путем создания комплексных научных групп в и сборных командах страны и регионов;
  • обеспечить работу по подготовке тренеров по зимним видам спорта в высших учебных заведениях страны и за рубежом, повышению квалификации тренерско-преподавательского состава на постоянно действующих курсах и за рубежом.

 

5.8. Совершенствование нормативной правовой базы отрасли
Одним из важных направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта отводится работе по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы отрасли.

Развитие правового и методологического обеспечения в сфере физической культуры и спорта будет осуществляться путем разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной области, установления компетенции, а также координации деятельности государственных органов и общественных организаций по физической культуре и спорту.

Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан. Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, что бы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для поддержки спорта высших достижений. Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий для:

  • организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, особенно среди детей, подростков, программы способствующие формированию здорового образа жизни;
  • спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд страны для участия в ответственных международных соревнованиях, развитие и совершенствование материально-технической базы отрасли, приобретение качественного инвентаря и оборудования, материальную поддержку спортсменов и тренеров;
  • формирования и совершенствования инвестиционной политики, обеспечивающей развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;
  • повышения роли общественных объединений, направленных на развитие видов спорта и повышение спортивного мастерства спортсменов страны;
  • создания и организации работы спортивных клубов по видам спорта, как основного звена повышения спортивного мастерства ведущих спортсменов;
  • создания ведомственных и отраслевых республиканских физкультурно-спортивных обществ.

 

5.9. Пропаганда физической культуры и спорта
Приобщение населения к здоровому образу жизни, занятию физической культурой и спортом должно осуществляться посредством разработки информационных программ, специально адаптированным к различным социально-демографическим группам населения. Следует создать общереспубликанские, региональные и локальные программы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации. Пропаганда физической культуры и спорта должна быть адресной, нацеленной на конкретные социальные группы и слои, на каждого человека, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта, а также направленной на борьбу с распространением в молодежной среде наркомании, курения, употреблением алкоголя, других негативных явлений. Необходимо проводить работу по воспитанию молодежи, популяризации в ее среде спортивных достижений казахстанских спортсменов, массового спорта, внедрению в сознание принципа «в здоровом теле — здоровый дух». В этом плане задачей средств массовой информации является повышение у граждан интереса к спорту, физическому совершенствованию, активная популяризация самостоятельных занятий спортом, формирование в массовом сознании понимание необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Пропаганда физической культуры и спорта должна способствовать повышению престижности разносторонней спортивной и физической подготовки человека, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на научных исследованиях и открытиях. Одно из важных направлений развития физической культуры и спорта — усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья людей, формирующих культ насилия и жестокости, не отвечающих общепринятым этическим нормам и требованиям. В этой связи возросла необходимость увеличения количества спортивных программ, производство видео роликов, телепрограмм, телепередач, печатных и интернет материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, к агрессивной рекламе. Осуществление выше обозначенных мероприятий возможно посредством разработки и принятия целого ряда законопроектов, направленных на охрану здоровья населения, формирования здорового образа жизни. Для решения задач по пропаганде физической культуры и спорта необходимо:

  • ввести в планы работы детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей, центров подготовки олимпийского резерва, штатных национальных команд, спортивных и подростковых клубов, коллективов физической культуры раздел патриотического воспитания;
  • организовывать встречи с ветеранами труда и спорта, ведущими спортсменами;
  • ввести в практику работы проведение «Дня открытых дверей» в детско-юношеских школах, спортивных клубах;
  • увеличить количество проведения спортивно-массовых мероприятий, показательных выступлений спортсменов, приуроченных к памятным датам Республики Казахстан;
  • организовать работу военно-спортивных и оздоровительных лагерей для детей и молодежи;
  • обеспечить широкую пропаганду через СМИ роли физической культуры и спорта в оздоровлении населения и формировании здорового образа жизни;
  • организовать массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ по спортивной тематике;
  • разработать методические пособия и рекомендации для различных групп населения;
  • изыскать возможности по увеличению в сетке вещания государственных телерадиокомпаний количества спортивных программ и телепередач, решив вопросы их финансирования;
  • создать на постоянной основе информационно-образовательную спортивную программу на телеканале «Казахстан» и других каналах с показом тематических, информационно-образовательных программ по физической культуре и спорту, патриотическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни;
  • обеспечить трансляцию спортивных мероприятий, проводимых на территории страны по различным видам спорта;
  • ввести в практику работы спортивных программ теле-радио-каналов проведение встреч с выдающимися спортсменами, тренерами, деятелями физической культуры и спорта;
  • создание Интернет сайта и компьютерной базы данных о практических и методических разработках по учебно-тренировочному процессу в подготовке спортсменов высокого класса, высших достижений спортсменов страны.

 

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят (в тыс. тенге):

2007

2008

2009

2010

2011

Республиканский бюджет

8 531 594

38 493 824

33 406 655

Местный бюджет

19 564 124

27 512 523

27 407 557

Государственный бюджет

28 095 718

66 006 347

60 814 212

Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Программы в 2007—2011 годах, будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.

 

7. Ожидаемый результат от реализации Программы
В результате реализации Программы:

  • будет создана эффективная система физического воспитания населения;
  • укрепится материально-техническая база, значительно повысится уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, оборудованными качественным инвентарем и оборудованием, в том числе и в детско-юношеских спортивных школах, школах-интернатах для одаренных в спорте детей, центрах подготовки олимпийского резерва и сборных командах страны;
  • повысится квалификация тренерско-преподавательского состава за счет открытия университета Спорта в городе Астане;
  • будет создана научная база физической культуры и спорта высших достижений, путем открытия в 2008 году научно-исследовательского института по проблемам массового спорта и спорта высших достижений, повысится обеспеченность отрасли учебно-методическими пособиями и научными рекомендациями;
  • будет создана система повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли за счет создания республиканского и региональных центров повышения квалификации;
  • число систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличиться до 17% населения республики;
  • будет обеспечено физическое воспитание детей и подростков в необходимых объемах на уроках физической культуры, в спортивных секциях общеобразовательных и спортивных школах, детско-юношеских клубах физической подготовки во внеурочное время, в результате чего среди них снизится процент заболеваемости, правонарушений и приверженность к табакокурению и наркомании;
  • будет обеспечена преемственность физического воспитания для различных социально-демографических групп населения;
  • увеличится количество детско-юношеских спортивных школ до в 400 в 2007 году, 410 в 2008 году, 420 в 2009, 425 в 2010, 430 в 2011 году, охват занимающихся в них к 2011 году возрастет до 10% от общего числа детей и подростков от 6 до 18 лет, будет создано ряд региональных школ-интернатов для одаренных в спорте детей: в 2008 — 16, в 2009 — 17, в 2009 — 18, в 2010 — 19, а в 2011 таких школ будет создано не менее 20; центров подготовки олимпийского резерва: в 2007 году — 16, в 2008 году — 17, в 2009 году — 18, в 2010 — 19 и в 2011 году — 20, будут созданы республиканские и региональные специализированные спортивные центры по видам спорта;
  • будут созданы ведомственные и отраслевые добровольные спортивные общества;
  • улучшится качество учебно-тренировочного процесса;
  • возрастет конкуренция в сборных командах страны за счет воспитания достойного спортивного резерва;
  • повысится уровень подготовленности кандидатов в члены национальных сборных команд республики и число спортсменов международного класса;
  • будет обеспечена подготовка и участие спортсменов на крупнейших международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Кубки мира, Азии, Азиатские и Олимпийские игры;
  • получит дальнейшее развитие нормативная правовая база отрасли, обеспечивающая широкие запросы населения и спортсменов высокой квалификации.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1 к Программе развития физической культуры и спорта на 2007—2011 годы.
Анализ развития массовости физической культуры и спорта

Наименование

2000 год

2005 год

1.

Число систематически занимающихся физической культурой и спортом в том числе:

 1 317 340

2 081 752

в общеобразовательных школах

658 951

969 019

в профессиональных школах

29 220

43 986

в колледжах

41 943

69 556

в высших учебных заведениях

68 784

144 313

на предприятиях и в организациях

302 377

447 488

Приложение №2 к Программе развития физической культуры и спорта на 2007—2011 годы
Анализ количественного состава работников физической культуры и спорта республики.

Наименование

2000 год

2005 год

1.

Всего работников отрасли
в том числе имеют высшее образование

22 117
17 700

29 976
23 917

2.

Учителя физического воспитания школ

12 945

16 282

3.

Преподаватели физического воспитания начального и среднего профессионального образования

478

544

4.

Преподаватели физического воспитания вузов

591

1 785

5.

Тренеры ДЮСШ

4 505

5 554

6.

Методисты на производстве

406

664

Приложение №3 к Программе развития физической культуры и спорта на 2007—2011 годы
Анализ развития сети спортивных сооружений

Наименование спортсооружений

2000 год

2005 год

1.

Всего спортсооружений

26 019

28 666

2.

Спортивные залы в том числе:

в общеобразовательных школах
в профшколах
в колледжах и вузах
на предприятиях и организациях

 

6 044
4 766
659
619

 

6 917
5 092
751
1 074

3.

Плавательные бассейны

147

171

4.

Спортивные комплексы

146

167

5.

Стадионы с трибунами на 1500 и более мест

201

240

6.

Спортивные площадки

15 627

16 417

7.

Дворцы спорта

12

20

8.

Встроенные спортивные залы

2004

2091

Приложение №4 к Программе развития физической культуры и спорта на 2007—2011 годы
Развитие сети детско-юношеского спорта и спорта высших достижений

Наименование

2000 год

2005 год

1.

Количество детско-юношеских спортивных школ
В них обучается учащихся

291
142 742

389
200 529

2.

Количество школ-интернатов для одаренных в спорте детей

10

16

3.

Количество центров подготовки олимпийского резерва

13

4.

Количество школ высшего спортивного мастерства

6

6

5.

Количество центров олимпийской подготовки

3

Источник: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.

 
Оцените статью: 123 | Оценка: 2.71 | голосов: 7

29 Апреля 2008 14:03 #1  Автор: Administrator
Переверстанный вариант Программы. Теперь хоть прочитать можно удобно.

22 Января 2009 14:27 #2  Автор: Анастаия, Кострома
Большое спасибо за труд!
Мы у вас учимся!!!

6 Сентября 2011 17:05 #3  Автор: тимур
так держать Казахстан мы только за!!! этот проект

24 Октября 2011 15:18 #4  Автор: Аноним
Пересмотрите нормативы для школьников! Простые школьники-это не спортсмены! О чем вы только думаете? Нет в школе материально технической базы, на мячи деньги с детей собирают, душа нет, физкультура между уроками, как и раньше...Физкультуру проводит учитель по НВП . Прежде чем требовать надо создать условия! город Актобе .Школа №19.Абдуллина А.А.

28 Ноября 2011 13:16 #5  Автор: Чемпион
Благодаря проведенным 7-м зимним Азиатским игра в Астане и Алматы, в республике наконец заработали спортивные сооружения для проведения мероприятий по зимним видом спорта, где надо отметить у казахстанских спортсменов есть большие перспективы на победы.
А что делать дальше? впереди Лондон-2012, особо себя смогли показать и завоевать максимальное колличкество путевок, так это спортсмены тяжелой атлетики РК. С борьбой и боксом у нас серьезные проблемы. А ведь это профилирующие виды спорта для Казахстана?
Пока не усилим школьный спорт и не будем участвовать на школьных чемпионатах мира, то сложно говорить о резервах, а это самое главное звено в спорте.
Добавить комментарий
 
 

(Ctrl+Enter)